музей

 Музей боевой и трудовой славы МОУ СОШ с. Большая Сергеевка

Тамалинского района Пензенской области

Профиль музея  Историко-краеведческий.

Дата начала работы по созданию музея - 1983

Дата открытия- 2 октября 1985 года.

Почтовый индекс, адрес,   442917, Пензенская область, Тамалинский  район, с Большая Сергеевка, ул. Центральная д 8А,

     Школьный музей – общественное учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов истории школьной жизни, родного края.

         Музейные экспонаты – первоисточники знания, представляя первоначальную среду, являются специфическим средством прямой коммуникации – средством образовательного, эмоционального, эстетического воздействия.

           Цель создания музея:

- воспитание любви к малой Родине, школе,  а через эту любовь – формирование гордости за свою страну, Россию.

Задачи:

- Сохранение, накопление информации по истории родного края;

- Познание и передача информации, традиции школьной жизни, Тамалинского района;

- Повышение уровня самостоятельности учащихся в поиске и усвоении знаний;

- Воспитание человека – гражданина.

Основные направления:

- Комплектование фонда/сбор и обработка материалов, поисковая, собирательная деятельность;

- Оформительская работа;

Экскурсионная деятельность;

- Патриотическое воспитание.

Темы поисковой  лаборатории:

«Ветеран рассказывает…» (Альбом ведётся с 1985 года. В нём -31 рассказ ветеранов)

«Семейный альбом», «Орден в твоем доме» «Выпускник за школьным порогом»

«Бабушкин сундучок» 

Темы  исследовательской лаборатории:

«Школьный юбилей»,

«Село Б-Сергеевка»

«Сохраним нашу речку Сюверня чистой и глубокой»

«Социально-экономичкское развитие села»

Школьный музей состоит из трёх условных залов

В первом зале расположена крестьянская изба конца 19 века;

Во втором зале расположены  экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне;

 В третьем зале находятся экспозиции по истории МОУ СОШ с. Большая Сергеевка.

Первый зал музея вмещает экспонаты русской избы конца 19 века:  где главной является печь. В этом же зале представлены: ткацкий стан, самопрялка,  кровать, зыбка и т.д.                                                                                   

Знакомство учащихся с самобытным искусством, с укладом русской семейной жизни происходит, когда мы, рассказываем о традициях и быте, лежащих в основе нравственного воспитания молодого поколения.

Во втором зале музея  размещены экспозиции, посвящённые Великой Отечественной войне.

В результате поисково-исследовательской работы  был собран богатейший материал и о ветеранах Великой

Отечественной войны и тружениках тыла сёл Большая Сергеевка и Сюверня

Особую ценность и гордость этого зала представляют следующие музейные предметы:

- военные экспонаты, присланные из Подмосковья (солдатская каска, фляжка, кружка,  снаряд и т.д.);

- солдатские сапоги  1945-го года, подаренные ветераном ВОВ - боевые и трудовые награды-ордена, медали, значки;

- подлинные фотографии довоенного и военного времени;

- подлинный боевой дневник лётчика Тренина П.Д.

Разделы экспозиции 2-го зала:

1. Списки земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны

2. Начало ВОВ 1941-1945 гг.

3. Во имя жизни на земле! (о земляках, участниках Великой Отечественной войны)

4. Годы огневые – будни трудовые! (О тружениках тыла)

5. Нам память завещано беречь! (памятник воину-освободителю )

6. Празднование 50, 60 – летия Великой Победы.

Разделы 3-го зала:

- Начало строительства школы

- Первый директор

- Педагогический коллектив

- Школьная гордость

- Учитель года

- Наши таланты

- Школьное самоуправление

- Символика школы

- В здоровом теле – здоровый дух

- Со школьного порога в большую жизнь

В третьем зале собран разнообразный материал об учителях разных лет, и учениках с начала открытия школы по настоящее время.

Первые стенды рассказывают о строительстве и торжественном открытии школы.

На следующих стендах размещён материал о педагогическом коллективе, директорах, завучах, учителях (биографии, награды за достижения в области образования, материалы об особенностях учебных предметов, уникальном опыте учителей-новаторов, участии в конкурсе «Учитель года»).

Несколько  стендов посвящены нашим выпускникам. Школа гордится своими учениками, их успехами и достижениями в школьной, студенческой жизни и профессиональной деятельности. Представлены ученические дневники, тетради, благодарственные письма, сертификаты и дипломы, полученные в конкурсных мероприятиях от региональных до всероссийских.

                 музей                              музей

 Характеристика фондов музея

Количество музейных предметов

 

302

-основной фонд

 

 105

-вспомогательный фонд

 

197

            Музей посещают свыше 150 человек в год, среди них учащиеся школ района, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны представители администрации района,  области. Музей посетили: депутат государственной Думы И.Н. Руденский,  депутат областного Законодательного собрания И.И. Фирюлин, министр культуры Пензенской области В.В. Огарёв, ансамбль «Реченька», «Вольница» и др.

Активом школьного музея проводится в год более 20 экскурсий.

Отражение деятельности музея в средствах массовой информации

Газета «Организатор» №16 за 2005г. - 'Визит депутата государственной Думы И.Н. Руденского в школьный музей.

газета «Организатор» №36 2005г. – Посещение музея ансамблем песни и пляски «Реченька»;

«Пензенская правда» за 11 ноября 2005г. В Большой Сергеевки ищут клад.

     Музей боевой и трудовой славы стал в школе центром патриотического воспитания учащихся. Деятельность музея связана  с краеведением, собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

Какую роль играет первый зал в воспитательном процессе?

          Дети видят уголок крестьянской избы, где  собраны предметы быта 19 века. Русская печь. Здесь готовили пищу, сушили одежду, спали, на свадьбу невесту прятали. Печь обнимали, ласкали, «матушкой» называли. Пол возле печи – рабочее место хозяйки – кут. Здесь стоит ступа, ухват, кочерга, деревянная лопата, лавка, на которой стоят глиняная посуда. В восточном углу избы, по диагонали от печи,  который  назывался красным углом, находится икона.  Здесь старинный деревянный стол с двумя ящиками, где хранили хлеб и ложки. Стол под иконой, на столе самотканая скатерть, на иконе — старинное расшитое полотенце. Рядом кровать с лоскутным одеялом. Зыбка висит посреди избы, покрытая лоскутным покрывалом. На полу — старые самотканые половики в полоску. У стены два сундука, где хранятся старинные вещи. На самодельной табуретке — кудель с шерстью, а рядом прялка, как будто пряха отлучилась на минутку. У печки — полка с посудой, лавка, на ней чугун и другие кухонные принадлежности старой русской избы. Во время экскурсий и при изучении новой темы по истории, где встречаются предметы быта 18 — 19 веков, ребята это видят своими глазами. Особый восторг вызывает первый зал у детей начальных классов. При проведении фольклорных праздников, таких как «Масленица», «Кузьминки» мы стараемся воссоздать с помощью этих предметов дух старины. И учащимся очень нравиться выступать в народных костюмах, они с удовольствием изучают русские народные песни, хороводы, частушки, прибаутки, которые свойственны нашей местности.

Основой музея стали  материалы, накопленные в ходе поисковой работы, походов и экскурсий по местам боевой славы советского народа. Здесь хранятся экспонаты по темам «Страницы истории Великой Отечественной войны», «Судьба семьи в судьбе страны». Все материалы собраны руками и усилиями воспитанников школы. Актив музея, классные руководители проводит  Уроки Мужества, уроки истории, встречи с замечательными людьми, уроки Памяти, конкурсы, экскурсии. Собраны материалы «Моя родословная», «Страницы истории села Б-Сергеевка». Собран большой материал по истории школы, пионерской и комсомольским организациям нашего учебного учреждения, летопись села.

Ежегодно   в   сентябре       -   октябре   весь   школьный   коллектив   живёт коллективными  делами  ключевого тематического  комплекса  краеведению «Моё село». Он завершается в школе  праздником - Днём юного краеведа. В этот день школа живёт особым расписанием: конкурсы, защиты,  уроки краеведческой информации, викторины, встречи, выставки, экспозиции. Собранный в поисковой творческой деятельности материал служит  основой   работы   музея на год. Проходят встречи учащихся школы  за круглым  столом  с  участниками Великой отечественной  войны, ветеранами труда. В марте ежегодно берёт старт поисковая работа ребят к Вахте Памяти, которая завершается Уроками Мужества, конференциями, торжественными линейками Памяти. Как итог исследовательской работы . оформление и работа экспозиций, выставок.

В феврале традиционно идут в школе военно-спортивные и спортивные
праздники, парады, конкурсы «Вперёд, мальчишки!», «Слабо, мальчишки!», «А ну-ка парни!», на которых гости и жюри - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда.

К 1 сентября и 25 мая музей размещает экспозиции о школе и школьной жизни - «У школьного порога». Здесь и страницы истории школы, и лучшие творческие работы ребят, и страницы поисковой и исследовательской работы учащихся, отмеченные призами, дипломами, грамотами.

В течение года идёт работа по сбору материала об истории своей семьи. На основе этого, после обработки и редактирования,  в ноябре-декабре рождаются выставки- передвижки  -  «Судьба семьи - в судьбе страны», «Семейный альбом» и др. (Одно из сочинений прилагается) Идёт конкурс «семейных хроник» и семейных реликвий. Рассказы, сочинения, воспоминания звучат на родительских собраниях, классных часах, конкурсах, уроках истории.

В марте проходит выставка конкурсных работ поисковых экипажей. Она становится стартовой чертой подготовки к майским праздникам.

 Ветеранам войны, труда, живущим одиноко,  краеведы оказывают помощь, к праздникам ребята оформляют поздравления, собирают подарки, проводят акцию "Подари  радость"

    В музее школы работает  актив;

1.  Совет музея: по 2 представителя от класса, выбранные на учебный год.
Совет музея собирается каждый 2-ой и 4-ый  четверг месяца на своё плановое заседание.   Идёт   сверка   работы   по   заседаниям,   по   подготовке   к
мероприятиям, планёрки. Готовятся спецвыпуски, агитлистки в классы.
Отчитываются о делах в зоне заботы. Возраст членов Совета музея - 5-11
классы.   В   марте   впервые   приглашаются   представители   из   третьих
классов.  В  апреле для них проходит I
заседание,  когда   11-е  классы
передают эстафету своим младшим коллегам.

2.           Творческая группа старшеклассников ведёт исследовательскую работу, консультации     поисковых    экипажей,  осуществляют связь  с  ветеранами  Великой  Отечественной войны и службами социальной опеки (9-11 классы).

3.           Поисковые экипажи, которые дважды проходят смену:

 а) Формируются в сентябре - • Краеведческая работа;

б) Формируются в январе - феврале, старт - в конце марта, Вахта памяти.

4.   Плодотворно работает лекторская группа музея.  Подготовлено более 10 новых тем: «900 дней мужества» «Огненное кольцо», «Битва за Берлин» «Выдающиеся полководцы», «Оружие Победы» и т.д.

Начата большая работа по проекту «Вечная память» -  о памятниках Пензенской области  воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Проведен тематический вечер «Жди меня» - о фронтовых письмах с использованием компьютерных технологий. В настоящее время готовимся к проведеню  конкурса «Музей одной семьи» (семьи  ветерана Великой Отечественной войны Дурачёнкова В.И.) 8 мая   в школе состоится большой праздник военной песни и стиха « Дороги, опалённые войной». Музей участвует в выпуске школьной газеты «Истоки», имея свою рубрику «Новости  музея».

К 65-летию Победы в музее оформляется новая экспозиция « 65-летию Великой Победы посвящается». Она будет состоять из нескольких выставок («Герои Победы», «Тыл для фронта», «Дорогами войны» и т.д.)

    Материал музея широко используется на уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах. При изучении раздела о Великой Отечественной войне  используется богатейший материал музея по этой теме. Воспоминания участников Великой отечественной войны, аудио и видеозаписи ветеранов войны и труда, подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, грамоты и награды,  солдатская каска, прострелянные пулями, котелок, фляжки и другие солдатские вещи.  Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И перед ребятами не просто музейные экспонаты — за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.

       Есть в музее раздел, посвященный  земляку, участнику Великой Отечественной войны полковнику Коблову Николаю Тимофеевичу, другу семьи Дважды Героя Советского Союза Н.И. Крылова. Иван Тимофеевич подарил музею книгу Н.И. Крылова «Бастион». Поисковую группу по изучению боевого пути  Н.Т. Коблова возглавляла ученица 10 класса Кулёмина Татьяна.  С собранным материалом она выступила на районном конкурсе «Земля родная» и заняла второе место.    

        В музее хранятся книги Памяти. С особым трепетом  держат их в руках родственники тех, кто погиб без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

      Каждый год в  школе проходит конкурс сочинений, стихов на патриотическую тему, готовясь к которым, ребята изучают материалы музея, стараются взглянуть на события прошлого по-своему. Вот отрывок из сочинения ученицы нашей школы, занявшее призовое место в районном конкурсе: «Кто знает, что было бы, если бы не было войны. Но война была. И жизнь многих миллионов девушек и юношей так и не осуществилась, не превратилась в машины и хлеб, в картины и книги, в детей и внуков. Но, погибнув, они победили. И потому живы в наших сердцах, в нашей памяти.»

      Да, молодое поколение старается оправдать доверие старших добрыми делами, верностью традициям своего родного села. На счету ребят не мало интересных и полезных дел. Они встречаются с фронтовиками, собирают материал о подвигах земляков, оказывают посильную помощь ветеранам. Именно в этом мы видим преемственность между поколениями.

     Учащиеся школы с 1 класса и их родители 1 сентября по традиции приходят в музей. Одни — чтобы познакомиться с ним, другие — посмотреть, что нового появилось в нем. И они не обманываются в своих ожиданиях. Ежегодно обновляются экспозиции и выставки музея.

      Музей — большой помощник в обучении и воспитании учащихся. Он учит детей любить наше село — нашу малую Родину, показывает, кем стали выпускники нашей маленькой сельской школы. Здесь фотографии полковника Коблова Н.Т., , и замечательной доярки — ветерана труда Кобловой Т.Л.., летчика подполковника Тренина П.Д. и комбайнёра, Кавалера Ордена Ленина Кулёмина С.И., старейших учителей Паршину М.И., Кулёмину Н.Д. Агарёва Н.А., Игина В.М. сотен других людей, наших бывших учеников. И все они призывают наших детей жить достойно, оставить свой след на земле.

    В работе музея участвуют весь педагогический и ученический коллектив. Здесь дети не на словах, а на деле соприкасаются с реликвиями, которые не могут не тронуть детскую душу. Музей заставляет думать о том, ради чего погибли наши односельчане, и что высокое слово «патриотизм» — это их любовь к своей матери, к своей школе, к своему селу.

     Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

     Школьный музей способствует расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей детей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

В 2007/08 учебном  году школа (как основная, средней она стала с 1991 года) отпраздновала свой сороколетний юбилей. Музей развернул огромную работу по сбору материала по истории и биографии школы,  оформлены выставки «Они тоже были детьми», «Ими гордится школа», «Сердца, отданные детям»,  и т. д. Пополнилась новыми материалами  «Летопись села», «Летопись школы»

      Школьный музей не  является самоцелью. Он лишь звено в единой цепи, часть образовательно-воспитательной системы и выполняет только присущие ему функции. Музей не  заменяет урок. Он лишь дополняет учебную и воспитательную работу, насыщая ее историко-краеведческим содержанием.

 

Социально-экономическое развитие села Б-Сергеевка

( Исследование провёл ученик 10 класса Злолторёв Дмитрий)

 

        «В земле прапрадедовой корни

 Растут  и крепнут у меня»  

         А.Гевелинг

       Мы забыли всё, что наши предки сумели донести до наших дней. А жизнь людей невозможно представить вне связи времен, без использования драгоценного опыта предшествующих поколений, Мы не можем быть Иванами, не помнящими родства, ибо без памяти прошлого нет настоящего и тем более будущего.

Нам кое-что простит эпоха,

Отлюбит с нами, отгрустит,

Но что Россию знаем плохо,

То уж, наверно, не простит.

         Цель моей работы заключается в том, чтобы восстановить историю села, хозяйственную деятельность односельчан с начала образования колхоза.

             Созданию колхоза предшествовала коммуна. Она была образована в 1917 году. Люди, вступившие в коммуну, обобществили свой скот, сельскохозяйственный инвентарь. Во главе коммуны был Дергачев Антон Сергеевич (уроженец деревни Мача). У коммуны были самые лучшие земли от деревни Голяевка, Синего куста до деревни Сюверня. Коммуне принадлежали все добротные помещичьи  постройки. Те крестьяне, которые не вошли в коммуну, получили землю по 0,5 га на каждого крестьянина. Земля между крестьянами делилась ежегодно, давалась в разных местах в зависимости от плодородия почв.

               1829 год, сентябрь. Крестьяне собрались в самой просторной избе. Уполномоченный, приехавший из Тамалы, рассказал об организации колхозов, о выгодности коллективного труда. 29 хозяйств объединились в этот день в колхоз, обобществили свой скот, инвентарь. Наш колхоз назывался « Искра». Первым председателем колхоза был избран Лубошников Сергей Севостьянович. Были избраны правление колхоза, счетная часть (восстановлено со слов старейшего жителя села Медведева Тимофея Ильича).

            В организации колхоза большую роль сыграл коммунист двадцатипятитысячник ленинградский рабочий Кундышев Иосиф Григорьевич, позднее он стал председателем колхоза. Возглавлял хозяйство он недолго, так как, будучи горожанином, мало был знаком с сельским хозяйством, а поэтому испытывал большие трудности в работе. Проработав всего один год, он уехал назад в Ленинград, но уже не один, а с женой Петряниной О.И. (их родственники до сих пор живут в селе, да и сам он ежегодно приезжал сюда вплоть до своей смерти 1956 года).

            К 1933 году все жители села вступили в колхоз. Кулаков выселяли из села, а их скот и постройки передавали колхозу. Так были раскулачены и выселены братья Жулины Гавриил и Семен, Савиновы Максим и Алексей и многие другие(всего было выселено около 50 семей (факт взят из летописи села).

             Хозяйство колхоза в первые годы колхозной жизни было невелико 17 коров- вот и вся ферма. Первыми доярками были Ефремова Клавдия Ильинична, Ломакина Дарья Емельяновна, Палютина Дарья Ивановна. Земля по-прежнему обрабатывалась лошадьми. Сколько же было радости, когда в село в 1932 году пришли первые три трактора СТЗ. Всем селом встречали стальных коней. Самыми первыми трактористами были Маланин Иван Васильевич, Коблов Николай Тимофеевич.

             1933 год. В стране разразился страшный голод. По данным архива смертность в селе на 1933 год составила 501 человек из 832 жителей села. Умирали люди от наступившего голода в селе, смерть уносила ежедневно по 405 человеческих жизней.

               1935 год. В колхозе развернулась борьба за лучшую обработку земли, за повышение урожайности зерновых и технических культур, за ликвидацию отставания в животноводстве. Была стахановка и в нашем селе. Это Кулёмина Анна Васильевна. Она работала на пасеке, потом на конюшне. Лошади в колхозе заменяли и трактора, и машины. На лошадях пахали, сеяли, убирали урожай. Нелегко это было, ведь все работы на конюшне выполнялись вручную. Корма сами возили на лошадях. Бывало, и руки обмораживала, и лицо, но корма для скота были доставлены и в метель, и в лютые морозы. А сколько надо было труда, умения, любви к своей работе, чтобы сохранить полностью молодняк. А ведь фермы то были не отапливаемые. И она сохраняла. За свой труд Анна Васильевна была награждена Орденом Знак Почета. Почётная Грамота за подписью товарища Калинина и фотография, где запечатлены молодые стахановцы и руководство партии, и правительство, хранятся в школьном музее. В селе живёт её сын Баринов Виктор Карпович, который и рассказал об этом.                

         Колхоз только-только стал набирать силы, как новое страшное испытание постигло село - началась война. Почти все мужчины ушли на фронт. 110 человек так и не вернулось домой. Председателем колхоза в годы войны был Медведев Тимофей Ильич. В селе остались дети, женщины, старики.  

        Неоценим вклад женщин-односельчан в годы войны, которые пахали землю, сеяли, растили, убирали хлеб, работали в животноводстве. Вечерами они вязали варежки, носки и посылали их на фронт. На фронт собирали и посылали посылки с сушеным картофелем, маслом. Женщины села приняли самое активное участие в рытье траншей для газопровода Саратов-Москва. Нелегким был этот труд. Землю надо было отбрасывать по одну сторону, земля была уже сильно промерзшая. Особенно отличились в годы войны – трактористки: Иванова Елизавета Васильевна, Крючкова Евдокия Федоровна, Баринова Мария Ивановна, Петрянина Пелагея  Алексеевна; доярки: Коблова Татьяна Лаврентьевна, Дураченкова Анна Гордеевна и другие. Все вышеназванные женщины были награждены  медалями « За  доблестный труд в Великой Отечественной войне». Не были в стороне от фронта и дети. Под лозунгом « Все для фронта, все для победы!» учащиеся Большерсергеевской начальной школы собирали колоски./Из летописи села/

Война закончилась, мужчины возвращались домой, жизнь постепенно налаживалась. Осенью1948года  перед уборкой произошло объединение колхозов «Ударник» и «Путь Ленина».  Колхоз с 1950 года стал называться « Путь Ленина». Председателем стал  Дербенев Илья Васильевич, а Медведев Тимофей Ильич его заместителем. Техники было мало. Те трактора, которые работали на полях колхоза, принадлежали Голяевской МТС. Всего в колхозе работало 5 тракторов СТЗ, 2 трактора У-2, 1 трактор НАТИ, 2 трактора ХТЗ. Трактористами тогда работали Савинов Николай Павлович, Паршин Василий Ильич, Петрянин Герасим Алексеевич. Машин было всего 2 полуторки. Шоферами работали Савинов Федор Владимирович, Булаткин Петр Иванович. Так как техника принадлежала МТС как плату за трактора и горючее. Зарплата колхозникам начислялась в трудоднях, 200 – 300 грамм хлеба на трудодень. В МТС зарплата была больше. Механизаторы на один трудодень  получали до  трех килограмм хлеба. В конце 60-х годов колхоз перешел на денежную зарплату. Труд колхозников был тяжелым. Вспоминает Макаров Владимир Алексеевич: «Зимой 1950года меня и Кулемина Ивана послали учиться на тракториста в город Белинский. Учились работать на дизельных тракторах. После учебы работали в Сюверне. Зимой  возили силос, солому, жом из Беково. Осенью работали в поле, таскали комбайны. Комбайны были прицепными, назывались «Сталинец». На тракторах ЧТЗ условия работы были суровыми: трактора были без кабин, трактористы постоянно работали в пыли. На этих тракторах работали Дербенев Петр Александрович, Арбузов Алексей Федорович. На колесных тракторах СТЗ работали женщины: Прозорова Прасковья Тихоновна, Журавлева Анна Захаровна. Так как техники было недостаточно, основные  работы по-прежнему выполнялись на лошадях. На них отвозили зерно от комбайнов. Комбайн останавливался, зерно выгружали на телегу. Нужно было быть предельно внимательными, чтобы зерно не посыпалось на землю. На лошадях  отвозили зерно на элеватор. Осенью целые обозы везли хлеб государству и днем и ночью. Бригадиром в Сюверне был Петрянин Семен Иванович.»

В конце 50-х годов техника после реорганизации МТСС отошла к колхозу. Количество техники увеличивается, приходят новые трактора и комбайны: «Сталинец 1», «сталинец-4», «Сталинец-6», СК-3. в 1955 году колхоз  закупил машины:ГАЗ-51, ЗИС-5, а начиная с 1960 года  машины стали давать за выполнение плана сдачи государству мяса, молока, зерна.

Колхоз имел свой курятник. Курятник приносил большой доход колхозу. Мясо, пух, яйцо сдавалось государству. Численность поголовья кур, гусей, уток составляло более 2000 штук. Работали на курятнике Ломакина Мария Даниловна, Ганина Пелагея Дмитриевна, Петрянина Ксения Ивановна, Паршина Просковья Васильевно. В селе в 60-е года свои маслобойня, шерсточесалка, мельница, просорушка, кузница. Кроме этого в колхозе была своя пасека. Пасека давала ежегодно более трех тонн меда. Пасечниками работали: Ломакин Ермолай Григорьевич, Савинова Евдокия Ермолаевна, Арбузова Татьяна Тимофеевна, Дуванов Григорий Матвеевич. Большую пользу колхозу приносила бахча. Большую прибыль получал колхоз за  сданные государству бахчевые культуры: капусту, морковь, картофель, лук, помидор, огурцы, дыню, арбузы. В 1956 году были электрифицированы только фермы. А в

А, ну- ка мальчики

Круглый стол

У нас в гостях "физматовцы"

50-й агитпоход  студенты физико - математичекого факультета Пензенского государственного педагогического университета встетили в Тамалинском районе.

Старый Новый год

Одной из традиций школы являются колядки. Дети всегда с радостью разучивают народные песни, колядки для поздравления жителей села.

Мастер - класс по использованию Интернета в предпринимательской деятельности

Макаров А.С. - учащийся 11 класса провел мастер - класс используя Интернет для поиска покупателей сельхозпродукции сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских хозяйств при открытии муниципального Бизнес -инкубатора в р.п. Тамала.