программа развития школы
Программа развития школы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа развития школы является нормативно-организационной основой, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с развитием системы образования района.
Цель программы: - определение общей стратегии развития образования в школе, -определение роли и места школы в образовательной сфере района, -приведение системы образования в школе в соответствие, адекватное потребностям социума и отдельной личности. |
В программе:
определяются приоритетные направления развития образования в школе;
определяются сроки, структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения программы.
Целевые показатели:
формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения;
развитие системы защиты здоровья учащихся школы;
расширение школьной сети вариативного образования;
укрепление кадрового потенциала системы образования школы, развитие содержания и методов образования;
внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения и воспитания;
разработка целевых комплексных школьных проектов;
создание и учреждение нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность программы развития школы;
совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы; повышение престижа педагогического труда.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1-й этап 2010-2012 гг.
2-й этап 2012-2014 гг.
3-й этап 2014-2015 гг.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Качественные показатели. Реализация Программы развития позволит заложить основы:
достижения заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
дифференциации и индивидуализации обучения в системе непрерывного образования;
развития воспитательного потенциала образовательного учреждения в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении;
повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
максимального учета интересов и желаний учащихся и их родителей в выборе содержания и технологии учебно-воспитательной работы;
создания условий для творческой самореализации учителя.
Количественные показатели.
Каждый педагог пройдет профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
С учетом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает особенную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества в целом.
В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса:
корректировка федерального базисного учебного плана (рациональное сочетание федерального и регионально-национального компонентов содержания образования, соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям образования в учебных заведениях различных типов и видов);
изменение учебных планов педагогов и создание образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами на всех ступенях и уровнях обучения общего и профессионального образования;
создание системы контроля за качеством образования, дифференцированной по ступеням и уровням образования;
Работа с семьей.
При работе с родителями используются традиционные формы работы: общешкольные родительские собрания по направлениям с приглашением специалистов по профориентации.
Детское самоуправление представлено в начальной школе, в среднем и старшем звене. Создается детская организация «Радуга». Уровень воспитанности учащихся выявляется с помощью тестирования, которое проводится классным руководителями. В школе работает 10 кружков и секций. Традиционными стали классные часы по направлениям: культура поведения, нравственное, валеологическое, краеведческое. Необходима разработка современной концепции воспитания личности в образовательной системе школы с привлечением сети общественных советов по проблемам воспитания в системе образования; усиление роли искусства в содержании образования и эстетического воспитания обучающихся, в том числе посредством организации внеучебной воспитательной работы, кружков, клубов.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ
Концепция развития образования школы является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебного заведения.
При современных темпах обновления техники и технологий, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением. Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций.
Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка услуг, попытками задействовать передовой педагогический опыт.
В условиях научно-технического процесса, сложной структуры экономики образование должно обеспечивать:
знания о мире, природе, технике, обществе, законах мышления и способах деятельности;
способностями наблюдать процессы, анализировать, интерпретировать результаты и предпринимать действия прогностического характера;
знаниями и пониманием природы человеческих отношений, способов общения в сфере социальной коммуникации;
высоким уровнем функциональной грамотности;
способностями нести ответственность;
потребностями в постоянном самообразовании и адаптации.
Для обеспечения педагогического процесса новыми технологиями работы с учащимися принципиально важно использовать методы педагогического воздействия, учитывающие природу образовательных процессов, положительно влияющие на развитие личности.
Качество высокого уровня обучения и воспитания можно достичь не только путем усовершенствования сложившихся структур образования, но и за счет изменения подходов к развитию содержания и технологии образования, построения его личностно ориентированной модели.
Для современной школы становится актуальной задача дальнейшего совершенствования дидактическо-воспитательной системы, которая позволяет каждому учащемуся определить и выбрать свое направление обучения и развития.
Основные направления дельнейшего развития, на которые ориентирована настоящая Программа. Ими стали:
создание системы непрерывного образования и гражданского воспитания;
формирование здорового образа жизни и обеспечение учебно-воспитательного процесса нормативно-правовой базой.
Непрерывное образование. Переход с обучения по единым государственным планам на образовательные программы, основой которых являются государственные стандарты, позволяет школе самостоятельно изменить содержание образования. Это позволит решить ставшую проблемой задачу о преемственности программ, методик и диагностики на разных ступенях учебно-воспитательного процесса. Повышение качества образования, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает:
реальное уменьшение учебной нагрузки школьников и педагогов с учетом самостоятельной работы до нормативов, установленных государственными стандартами и ТК РФ (рабочая неделя педагогов не более 36 часов в неделю, а администрации – 40 часов);
обеспечение преемственности и непрерывности образования на всех уровнях на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса;
интеграция программ естественно-научного и гуманитарного образования;
совершенствование обучения путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения;
поэтапная компьютеризация всех ступеней образования, обеспечение школы вычислительной техникой и программами;
Кадровое обеспечение совершенствования образования предполагает изменение работы по повышению квалификации, аттестации и подготовке новых специалистов. Повышение квалификации выполняет две основные функции – обновление содержания и обеспечение профессионального роста работников.
В этих целях необходимо:
разработать механизм обновления содержания и методов преподавания учебных дисциплин, включающих в себя изучение учителями современных достижений науки, образования и передового опыта;
обеспечить доступ преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ.
Основой организации обучения являются:
новые представления о целях обучения (умение самостоятельно ставить и решать соответствующие комплексы практических задач);
новые подходы к определению содержания обучения;
новые принципы обучения (обучение «до результата», использование модулей, последовательный характер освоения отдельных модулей, акцент на самостоятельность учащихся);
новые формы обучения (ориентированные на решение практических задач);
новые принципы контроля освоения учебного материала (распределенный контроль по модулям, рейтинги учащихся и педагогов.
Развитие этих параметров позволит повысить качество обучения, облегчит адаптируемость систем обучения к меняющимися условиям, обеспечит преемственность систем обучения и объективизацию оценок результатов обучения.
Приоритетные задачи системы непрерывного образования:
Создание и развитие единого образовательного пространства.
Удовлетворение образовательных прав и запросов участников учебно-воспитательного процесса в соответствии с Законом РФ «Об Образовании».
Обеспечение соответствия содержания образования в ОУ государственным образовательным стандартам, а также введение региональных компонентов государственных образовательных стандартов и муниципального компонента содержания образования.
Стимулирование инновационных процессов в образовании.
Исследование и учет социальных потребностей участников учебно-воспитательного процесса.
Организационное и учебно-методическое обеспечение среднего (полного) общего образования.
Приведение в соответствие нормативно-правой базы обеспечения образования.
Гражданское воспитание.
Традиции воспитания, сложившиеся в школе, требуют защиты ребенка и семьи от пропаганды вседозволенности и насилия; создания дружественной социальной среды для детей и подростков, подготовки их к жизни в изменяющемся мире. Обновление процесса воспитания в общественном учреждении должно:
осуществляться на основе качественного представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижение современного опыта;
включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышения эффективности действия его школьных его внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
воспитание гражданина России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
достижение сочетание социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
создание условий для развития педагогики сотрудничества;
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОЕКТ 1 «Я – гражданин России».
ПРОЕКТ 2«Возрождение».
ПРОЕКТ 3 «Растим патриотов».
Гражданское воспитание – одна из составляющих общего воспитания. Задача – сформировать и развить у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет. Складывается из ряда элементов:
А) осознание совокупности своих прав и обязанностей;
Б) знание и понимание морали и законов общества;
В) умение отстаивать свои и чужие интересы через знание законов;
Г) навыки законного действия и взаимодействия.
Проблема которую необходимо решить школе – создание условий для формирования и реализации воспитательной системы в образовательном процессе.
Развитие воспитания в школе предполагает решение следующих задач:
Определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей школы.
Формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитание и обучение).
Усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуры, в которых они живут.
Предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением.
Основным механизмом реализации проектов является ежегодный конкурс проектов в школе и районе. Конкурс позволит выявить и активизировать имеющийся в школе потенциал в области воспитания.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм